Законодательство, Строительный контроль
Параметрическое нормирование в строительстве
-
12 октября 2023 года
-
5 мин.
-
С момента старта курса на техническое регулирование в строительстве прошло 20 лет. Не так давно Минстрой анонсировал изменения — нас ожидает переход на параметрическое нормирование. Попробуем в этой статье поговорить о системах предписывающего и параметрического нормирования на стадии строительства, проанализировав опыт отечественной и зарубежной практики.
В начале 2023 года, Минстрой России и ФАУ ФЦС анонсировали разработку основополагающего свода правил по параметрическому нормированию к 2024 году и обозначили сроки перехода на данный метод нормирования к 2030 году. (Источник)
Предполагается пересмотр всех основных стандартов обязательного и добровольного применения и перевод итоговых стандартов в машиночитаемый формат. Переход на другой метод нормирования, как и любые другие нововведения является стрессом для строительной отрасли.
Одной из причин такого отношения заключается не только в инертности и консервативности отрасли и, как следствие, в нежелании участников строительства привносить в свою деятельность что-то новое, но и в отсутствии подробных разъяснений регулятора касательно работы по новым правилам.
Безусловно, в свет выходили разъяснения относительно преимуществ параметрического нормирования перед предписывающим. Но они касались стадии проектирования и оценки соответствия в форме государственной экспертизы проектной документации. Однако, вопросам работы по параметрическому методу нормирования на стадии строительства и оценки соответствия в форме строительного контроля и государственного строительного надзора — не уделено должного внимания.
Что такое параметрическое нормирование?
В зарубежной практике к проектной документации проектировщик готовит комплект технических спецификаций (Technical Specifications), которые также можно перевести как технические условия или техническое задание.
В отличие от отечественной трактовки аналогичного термина, технические спецификации — это группа документов, которые являются неотъемлемой частью договора подряда, как и проектная документация, дополнительная описательная часть к чертежам, устанавливающая исчерпывающие качественные характеристики и другие показатели через требования к работам, конструкциям, сетям и материалам, услугам. И при спорах в суде технические спецификации признаются главенствующими даже над проектной документацией.
Разрабатываются технические спецификации проектировщиком не с нуля. За рубежом существуют целые институты, уже много лет занимающиеся составлением сборников технических спецификаций в помощь проектировщикам.
В США – это институт строительных спецификаций - Construction Specifications Institute (CSI), в Великобритании - National Building Specification (NBS)
CSI разработали формат технических спецификаций для гражданского строительства, которые составляются на отдельные категории или виды работ, согласно классификатору MasterFormat 1995.
В 2004 году CSI разработал новый классификатор MasterFormat 2004, установив 50 категорий или разделов по видам работ. Такую структуру классификации можно приблизительно соотнести с составом разделов отечественной проектной документации и марок рабочей документации. Техническая спецификация на каждый дивизион имеет в своем составе три части данных.
Первая часть (PART 1) технической спецификации включает требования по административному управлению, в том числе обеспечению качества. Здесь указаны необходимые процедуры, документы, которые подрядчик должен предоставить, в том числе рабочую и другую конструкторскую документацию, минимальные квалификационные требования исполнителей, вопросы охраны труда и техники безопасности, координации работы с другими подрядчиками и службами, а также другие необходимые требования.
Вторая часть (PART 2) включает требования к изготовлению материалов и оборудования, а также их необходимый контроль на заводе-изготовителе или на месте строительства.
Третья часть (PART 3) посвящена требованиям качества выполняемых работ и необходимых испытаний
Техническая спецификация решает задачу упорядочения и концентрации требований стандартов добровольного применения, стандартов организаций и делает их для конкретного объекта и конкретного подрядчика обязательными.
Данные структурированы с подробной привязкой к материалам и видам работ, что сокращает ошибки при разработке документов, а также при помощи кодирования этих данных позволяет перевести многие последующие процессы в цифру.
После контрактации технические спецификации используются при разработке рабочей документации (Detailed drawings, Shop drawings) подрядчиком, детализируя проектную документацию и устанавливая торговые наименования материалов в соответствии с характеристиками, установленными в технических спецификациях.
Данные из технических спецификаций используются при планировании контроля качества в формах Inspection and Test Plan – ITP (план проверок и испытаний) – аналоге отечественных схем операционного контроля качества, беря оттуда критерии и показатели качества. Благодаря такому подходу, трудоёмкая работа, по прописыванию пунктов ссылок стандартов, например в акте освидетельствования скрытых работ, которая сейчас в большинстве исполняется формально, с применением технических спецификаций становится не нужна. Сразу дается ссылка на план, в котором уже собраны сами требования, либо ссылки на стандарты
О развитии системы стандартизации
Одной из целей перехода на параметрическое нормирование является поощрение внедрения инноваций, а также снижение государственного регулирования, что должно обеспечиваться также и возможностью развития самих стандартов. В нормативных правовых актах и технических регламентах мы не найдем каких-то подробных указаний что и как должно быть сделано, как это было в СНиП.
Теперь такая подробность – лишнее или даже вредное свойство, которое не дает работать параметрическому нормированию. Более подробные указания должны быть в стандартах обязательного и добровольного применения, стандартах организаций, а также в условиях контракта.
Только так система стандартов сможет начать развиваться, потому что изменить стандарты и вписать нужные условия в контракт в заданных рамках законодательства легче, чем изменить само законодательство.
На наш взгляд, одну из главных ролей в снижении государственного регулирования и развитии стандартов должны играть саморегулируемые организации, например в области разработки стандартов организаций. И такое нормирование может прямо влиять на появление здоровой конкуренции.
Но в текущей системе, саморегулируемые организации если и разрабатывают стандарты, то в развитие существующих, то есть не создавая альтернативных решений исполнения требований законодательства и технических регламентов.
Результатом тиражирования одних и тех же способов реализации целей является застой и падение эффективности бизнес-процессов, решить проблему которых пытаются дорогостоящими методами типа оцифровки существующего документооборота, либо разработки SMART-стандартов.
Однозначно, нас ждет еще много нового и удивительного, и, мы к вопросу параметрического нормирования еще вернемся и не раз. Потому что, на данный момент практика работы по параметрическому нормированию показала, что общего перечня стандартов добровольного применения в проектной документации или в контракте недостаточно.
Почему бы не посмотреть на зарубежный положительный опыт в области технических спецификаций? Наличие такого документа как техническая спецификация, либо изменение требований к составу проектной документации внедрением структурированных текстовых данных могут позволить перевести их в машиночитаемый формат.
В этом случае проектная документация может помочь стройке с заполнением множества других документов: ППР, технического задания при закупке немонтируемого оборудования, исполнительной документации, а также предписаний, тем самым избавив стройку от вольных толкований и споров по применению того или иного требования добровольных стандартов.
-
30 октября 2024КСИ, часть 3. ЛКСЭ - способ решения проблемы классификации В третьей части нашего исследования мы рассмотрим альтернативный подход к решению задач по созданию системы классификации строительной информации на примере создания локального классификатора строительных элементов, согласующегося с действующей системой и логикой нормативно-правовой и нормативно-технической документации.
-
25 октября 2024КСИ, часть 2. Проблемы КСИ и методы их решения Во второй части мы рассмотрим, какие задачи ставит КСИ, на базе какой нормативной документации он разрабатывался, а самое главное, получилось ли у авторов нашего классификатора сделать работоспособную систему, удовлетворяющую потребностям строительной отрасли.