Законодательство, Строительный контроль

Секреты приёмочного контроля в строительстве

  • Дата публикации
    20 сентября 2023 года
  • Время на чтение
    5 мин.
  • Дополнительные материалы

О приёмке можно знать всё и при этом не знать ничего — слишком разрозненный набор информации написан в нашей нормативно-технической и правовой базах. Процесс исследования вопроса получился увлекательным, как хороший сериал или книга, чем мы сегодня с вами и поделимся.


Термин «приёмка» рассматривается как правило в контексте Градостроительного кодекса РФ и относится сразу к нескольким процедурам на разных этапах строительства. При выполнении каких-либо работ производится оценка соответствия, так называемый контроль. Процесс контроля поделен на три этапа: входной, промежуточный и завершающий этап, он же приёмочный. Промежуточная приёмка осуществляется на всех этапах контроля.


СОК - разработка выемок (траншей) под конструкции

1. Приёмка выполненных работ как освидетельствование.

2. Приёмка отдельного этапа строительства или объекта капитального строительства.

3. Приёмка с последующей оплатой выполненных работ.


Такова последовательность приёмки в ходе выполнения различных видов работ.

Давайте попробуем с вами выстроить логическую цепочку в требованиях к приёмке, содержащихся в нормативно-правовых и нормативно-технических документах.


Начнём с ГОСТ, применяемых в отношении качества строительной продукции и её приёмки. В них говорится следующее:


ГОСТ 16504-81

«Приёмочный контроль — контроль продукции, по результатам которого принимается решение о её пригодности к поставкам и (или) использованию».

Следовательно приёмка основывается на данных входного и операционного контроля. Процедура приёмки на этих этапах самая массовая по объему её применения, и, наверное такая же массовая в смысле проведения её с нарушениями.


В соответствии с Гражданским кодексом РФ, процедура приёмки регламентируется следующим образом:

Гражданский кодекс РФ, ст. 720

1. Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

2. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.

3. Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

4. Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.

5. При возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений подрядчиком договора подряда или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, обе стороны поровну.

6. Если иное не предусмотрено договором подряда, при уклонении заказчика от принятия выполненной работы подрядчик вправе по истечении месяца со дня, когда согласно договору результат работы должен был быть передан заказчику, и при условии последующего двукратного предупреждения заказчика продать результат работы, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся подрядчику платежей, внести на имя заказчика в депозит в порядке, предусмотренном статьей 327 настоящего Кодекса.

7. Если уклонение заказчика от принятия выполненной работы повлекло за собой просрочку в сдаче работы, риск случайной гибели изготовленной (переработанной или обработанной) вещи признается перешедшим к заказчику в момент, когда передача вещи должна была состояться


Из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что приёмка — обязанность заказчика. Заказчик лишается права в дальнейшем предъявлять претензии подрядчику, если проведена проверка работ и не зафиксированы замечания.


Данную формулировку можно применить и к этапу приёмочного контроля, осуществляемого в ходе проведения строительного контроля.


Следующее звено в нашей цепочке — фрагмент из Градостроительного кодекса РФ.

Градостроительный кодекс РФ, ст. 52, ч.6

Лицо, осуществляющее строительство… также обязано извещать застройщика, технического заказчика… о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.


Приёмка также упоминается в Постановление правительства «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»:

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468

До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.


В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5  и 6 настоящего Положения  совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее чем за 3 рабочих дня.


В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.


В СП 48.13330.2019 «Организация строительства» между терминами «приёмка» и «освидетельствование» можно поставить знак равенства:

СП 48.13330.2019

9.1.27 При выполнении контроля качества готовой строительной продукции (приемочного контроля) застройщиком (техническим заказчиком) и лицом, осуществляющим строительство, осуществляется проверка соответствия готовых конструкций, элементов этих конструкций, смонтированного оборудования и готовых поверхностей требованиям проектной, рабочей, организационно-технологической документации требованиям заключенного договора и документов по стандартизации.


9.1.28 В процессе строительства должна осуществляться оценка выполненных работ, которые в соответствии с принятой технологией производства становятся недоступными для контроля после начала выполнения последующих работ, а также законченных строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, устранение дефектов которых, выявленных контролем, невозможно без разборки или повреждения последующих конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения (скрытые работы).


9.1.29 Лицо, осуществляющее строительство, в сроки по договоренности, но не позднее чем за три рабочих дня извещает остальных участников о сроках проведения освидетельствования работ.


9.1.30 Результаты освидетельствования работ оформляются актами освидетельствования работ. Застройщик (технический заказчик) может потребовать повторного освидетельствования после устранения выявленных дефектов.


На данный момент приёмка работ осуществляется сразу несколькими участниками строительства и основывается на требованиях законодательства и стандартах. Это сильно усложняет процесс.

Вот только несколько из них:


СП 45.13330.2017. Свод правил. Земляные сооружения, основания и фундаменты

СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. 

СП 70.13330.2012. Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции

СП 71.13330.2017. Свод правил. Изоляционные и отделочные покрытия

СП 72.13330.2016. Свод правил. Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии

СП 73.13330.2016. Внутренние санитарно-технические системы зданий 

и другие


В большинстве сводов правил содержатся указания к оформлению необходимых актов освидетельствования. Кроме того, есть еще и методические указания МДС 12-81.2007. Методическая документация в строительстве. «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ», в которых приведен перечень требуемых актов освидетельствования скрытых работ, планируемые подрядчиком в составе схем операционного контроля качества.


Приказ Минстроя РФ от 16.05.2023 № 344/пр «Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» обязывает технического заказчика устанавливать перечень исполнительной документации, в том числе и акты освидетельствования по видам работ.


Попробуем же с вами отделить на практике операционный контроль от приёмочного.


Наименования актов — вопрос очень занимательный. Терминология и определения с названиями актов постоянно менялись и дополнялись.


Например:

СНиП I-2 «Строительная терминология», 1980

Отдельные виды работ (устройство фундаментов, гидроизоляции, установка арматуры и закладных изделий в железобетонных конструкциях и т.п.), которые недоступны для визуальной оценки приемочными комиссиями при сдаче зданий и сооружений в эксплуатацию и предъявляются строительной организацией к осмотру и приемке до их закрытия в ходе последующих работ.

и как данная формулировка обрезана в положении о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд:

МДС 12-9.2001

Отдельные виды работ (устройство фундаментов, гидроизоляции, установка арматуры и закладных изделий в железобетонных конструкциях и т. п.), которые недоступны для визуальной оценки приемочными комиссиями при сдаче объекта строительства в эксплуатацию и скрываемые последующими работами и конструкциями.

Положение об авторском надзоре уже по своему трактует данную формулировку:

СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений»

Работы, качество выполнения которых влияет на безопасность и (или) долговечность объекта капитального строительства, но в соответствии с технологией их проведения, контроль за осуществлением которых не может быть проведён после выполнения последующих работ без их вскрытия, разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей (систем) инженерно-технического обеспечения.

иначе это записано в Градостроительном кодексе:

Градостроительный кодекс РФ, ст. 53

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство …должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ… 

До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства… должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

И это ещё не всё!

«Акт освидетельствования строительных конструкций, устранение недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций, и участков сетей инженерно-технического обеспечения (ответственных конструкций)»

Непроизносимое название. Но термина «ответственные конструкции» в нормативке нет! Но он был, в СНиП 3.01.04-87:

«Ответственные конструкции (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций).»

А вот другой пример:

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ

Сети инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.

и более широкое определение сетей даёт нам один из ГОСТов:

ГОСТ Р 51929-2014

Инженерные (линейные) сооружения, трубопроводы, посредством которых осуществляется централизованное производство, в том числе поддержание мощности, транспортировка в точку поставки коммунального ресурса электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, в том числе проходящих транзитом через технические помещения многоквартирного дома, придомовую территорию, не имеющих непосредственного соединения с приборами и устройствами, установленными в помещениях многоквартирного дома.

Вы можете видеть, насколько терминология скрытых работ изменилась и стала неоднозначной. Термин скрытых работ можно подписать любой вид работ и не важно, имеет ли он скрытый характер или нет. А это напрямую влияет на процедуру, время и объем приёмки.


Планирование приёмки является одной из серьёзнейших проблем на каждом объекте строительства.


Отсутствие единой терминологии, чёткого порядка и понятных стандартов создают проблемы для приёмки во время строительного контроля. Более того, отсутствие упорядоченности и точности создает хаос при цифровизации процессов. Система не даёт сделать неправильно, а как правильно — она не знает.


Сводный перечень исполнительной документации мало чем поможет. Это подтверждается как нашим опытом, так и практикой коллег по цеху.


Нужна расширенная форма схемы операционного контроля качества, с указанием оформления соответствующего документа. Где достаточно записи в журнал, а где — обязателен акт освидетельствования.


Слабым местом в процедуре приемки работ является соблюдение условия по вызову инженера строительного контроля заказчика подрядчиком в сроки не позднее 3 дней. Мы все знаем, что на практике это требование в большинстве своём не исполняется. И по субъективным, и по объективным причинам. При том, что объёмы исполнительной документации увеличились за последние годы. 


С одной стороны, подрядчику не всегда удаётся выслать уведомление о приёмке заказчику, а с другой стороны, если всё-таки соблюдать все процедуры, то уже проверяющему инженеру не всегда будет удаваться обеспечить своё присутствие на месте приёмки в заданное время.


Часто подрядчик с представителем строительного контроля заказчика договариваются, ты – не вызываешь меня на каждую точку освидетельствования, а я, если всё в порядке, подписываю документы.


Во многих случаях вопрос решается при помощи каких-то журналов вызова инспекции, которые хранятся у подрядчика, но уверенности в том, сделает ли он запись задним числом и прочие приписки, нет. А от своевременности вызова инженера строительного контроля техзаказчика зависит возможность одностороннего подписания акта освидетельствования. 


Вызывать же представителя техзаказчика письмами нецелесообразно. Добавьте сюда ещё необходимость вызова авторского надзора и задача вообще становится невыполнимой. Во всём этом хаосе и при видимом присутствии права, а по факту, полном бесправии, тут не то, что инженеру, а эксперту с многолетним стажем будет сложно разобраться. 


Вопрос наведения порядка в исполнительной документации и создании однозначного  определения, что такое «приёмочный контроль» уже давно назрел. И будем надеяться, что разрабатываемый в настоящее время проект свода правил по строительному контролю сможет в этом вопросе стать хорошим подспорьем.