ТИМ (BIM), События
Итоги второй онлайн-встречи Экспертного Совета РГУД по BIM: «Ценообразование стоимости строительства и технологии информационного моделирования»
-
30 июня 2021 года
-
5 мин.
-
Интерес к теме вызван Постановлением Правительства РФ № 331 от 05.03.2021, который вменяет обязательность формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства. При этом, важно отметить, что целью дискуссии не являлось обсуждение достоинств или недостатков отдельно взятого программного обеспечения. Участники сфокусировались на вопросе – насколько эффективно в модели могут быть реализованы существующие методики определения стоимости? И второе – как это будет работать на практике на этапе строительства? На сегодняшний день не понятно, как в модели реализуются правила исчисления объемов работ и материалов, нормативные показатели, например, состав и продолжительность эксплуатации машин и механизмов, трудовые затраты, состав бригад или звеньев и так далее…
В дискуссии приняли участие:
• Ивянский А.М., генеральный директор НТЦ «Гектор»
• Горячкин П.В., Президент Союза инженеров-сметчиков
• Горинский М.Е., Вице-президент Союза инженеров-сметчиков
• Нечипоренко М., заместитель генерального директора RENGA
• Ковальчук А.А., ведущий инженер АО «ВНИИ Галургии»
• Гриханов Е.В., генеральный директор PFM Solutions
О практическом опыте работы по созданию сметной документации из данных информационной модели рассказал генеральный директор НТЦ «Гектор» Ивянский Александр Матвеевич. Он обозначил несколько проблем, которые, на его взгляд, сегодня являются основными при применении ТИМ, отметив при этом, что собственно о самом стоимостном моделировании говорить пока рано, однако существующие технологии значительно облегчают работу инженера-сметчика. Например, качество самой модели. Не все модели позволяют сметчику правильно применить расценку. Если Revit сам корректно считает объемы, то марку бетона, сортамент проката и т.п., которые влияют на подбор сметных норм, в модель должен заложить проектировщик. И корректность этих данных, по его опыту, не совсем достаточна, соответственно, не всегда удается корректно привязать сметные нормы. И это является основным сдерживающим фактором для внедрения технологий стоимостного моделирования.
Павел Горячкин, президент Союза инженеров-сметчиков: «Будущее сметного дела будет зависеть не от развития сметных нормативов, которые ориентированы на выполнение отдельных технологических операций. За прошедшие годы незаметно ушла в тень тема НЦКР (нормативы цены конструктивных решений), , по идее, и должны быть тем мостиком, по которому можно перейти к ТИМ»
Кроме того, Александр Ивянский рассказал об опыте решения задачи по составлению сметы по спецификациям, содержащимся в модели. Именно так была поставлена задача заказчиком при реализации пилотного проекта. В качестве примера приведена задача подсчета объема арматуры. Объем в модели посчитан, однако масса арматуры нет. Эту задачу пытались решить разными способами расчетов, однако в модели не были учтены отходы арматурных стержней, что привело к неправильному исчислению объемов. Проблема была учтена и решена, но, к сожалению, дальнейшего тестирования на данном объекте не осуществлялось.
Алексей Ковальчук, ВНИИ Галургии, ведущий инженер: «Инженерам-сметчикам необходима серьезно проработанная методологическая помощь. Как минимум, на старте объединения стоимостного моделирования с информационным необходима отработанная технология этого процесса. Инженер-сметчик не должен нести нагрузку по внедрению самих технологий, этот процесс должен быть прежде апробирован».
Тестирование – это одна из больших проблем, отметили и другие участники дискуссии. Постановление Правительства РФ обязывает работать с моделью, однако как это делать – не разъясняется. Сегодня много сообщений о том, что государственная экспертиза принимает модели, однако в каком виде к модели прилагаются сметные расчеты? Поскольку других вариантов нет, то это сметы в формате АРПС. Через некоторое время сметы будут направляться на экспертизу в формате XML, однако это далеко не стоимостное моделирование.
Максим Нечипоренко, заместитель директора Renga Sortware: «Информационную модель нужно адаптировать под строителей после получения модели от проектировщиков. Строителям нужна более детальная модель по всем аспектам».
Евгений Гриханов, управляющий партнер PFM Solutions: «Не надо путать процесс создания смет и внедрения смет или расценок в информационную модель. Это разные сферы профессиональной деятельности».
Основные поставщики программного обеспечения в сметном деле пока не проявляют видимой активности по переходу к ТИМ. Возможно им известно больше, чем участникам рынка, однако и от Минстроя РФ по этому вопросу нет определенности. Да, есть Дорожная карта по внедрению ТИМ. Но тут же рядом стоит пока до сих пор не разрешенная проблема ценообразования. В той же Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта (с последними изменениями от 26.04.2021 г. находится на регистрации в Минюсте РФ) не содержится ничего, что бы могло относиться к информационному моделированию.
Сроки перехода на ресурсную модель не известны. Не исключено, что в ближайшей перспективе может быть подготовлен новый План перехода на ресурсную модель с новыми сроками. Как это уже было с предыдущей редакцией № 9580п-П9 от 22 октября 2019 г., которая целый год с 2018 по 2019 согласовывалась и утверждалась зам. Председателя Правительства В.Л. Мутко.
Максим Горинский, руководитель регионального отделения МООСРСО «Союз инжеров-сметчиков: «Текущая реформа ценообразования не дает нам возможности не то чтобы работать параллельно с ТИМ – она даже не позволяет думать об этом. Те документы и методики, которые сегодня разрабатываются или актуализируются никакого отношения к ТИМ не имеют».
В конце встречи модератор онлайн-встречи Сергей Должников подчеркнул, что вызывает недоумение, как в рамках министерства, с одной стороны, идет активная работа по внедрению ТИМ в отрасль, а с другой стороны, те же вопросы ценообразования остаются, что называется, «за бортом». И возникает справедливый вопрос: «А насколько «безболезненным» будет переход на работу с моделью в целом, с учетом отсутствия понимания как будут реализовываться задачи ценообразования?».