ТИМ (BIM), Цифровизация, Законодательство, Техническое регулирование
Сравнение профстандартов
-
15 ноября 2024 года
-
10 мин.
-
С 1 сентября 2022 года вступает в силу новая редакция Градостроительного кодекса, которая закрепляет независимую оценку квалификации специалистов строительной отрасли в соответствии с профстандартам. Но возможно ли будет определить квалификацию инженера с помощью такой процедуры? Ознакомившись с документами, у нас есть некоторые сомнения на этот счёт.
Согласно федеральному закону "О независимой оценке квалификации" от 03.07.2016 N 238-ФЗ, все инженеры, которые включены в Национальные реестры изыскателей, проектировщиков и строителей, должны проходить независимую оценку квалификации в формате некоего квалификационного экзамена, составленного на базе профстандартов в строительстве, один раз в пять лет с момента включения в реестр или подтверждения квалификации. Проводить экзамены будут в центрах оценки квалификации (ЦОК).
Далее приводится цитата из Градостроительного кодекса:
Статья 55_5-1. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства (в редакции с 01.09.2022):
6. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства осуществляют трудовые функции, предусмотренные настоящей статьей, в соответствии с профессиональными стандартами, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Прежде чем переходить к анализу изменений, давайте определимся, что такое профстандарт. Обратимся к Трудовому кодексу Российской Федерации:
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Зачем их ввели и в чем отличие профстандартов от ЕКС - единого квалификационного справочника?
Формальное объяснение - профстандарты более детально регулируют трудовые правоотношения с учетом актуализации современной нормативной базы.
В строительстве же это как обычно объяснили необходимостью контроля за квалификационным уровнем инженерно-технических работников. Это целая и отдельная тема для беспокойства многих функционеров как из минстроя, так и из Национального объединения строителей.
Давайте ознакомимся с некоторыми профессиональными стандартами. Все брать не будем, их много, 69 в реестре в области строительства и 41 в области архитектурно-строительного проектирования.
Рассмотрим следующие:
-
специалист по организации инженерных изысканий
-
специалист по организации архитектурно-строительного проектирования
-
специалист по организации строительства
-
специалист технического заказчика
-
специалист информационного моделирования в строительстве.
На первый взгляд, стандарты как стандарты, всё вроде правильно и верно написано. Но в части функций, которые по мнению разработчиков стандартов относятся к технологиям информационного моделирования, есть много пробелов и недосказанностей.
Даже при беглом осмотре однозначно можно сказать, что авторы профстандартов и не пытались связать между собой функционал разных специалистов в отношении информационной модели объекта.
Первое, что вызвало удивление, это явно разный состав действий, умений и знаний, который необходим изыскателям, проектировщикам, строителям, техническому заказчику в отношении функций по разработке и ведению модели.
Про профстандарт специалиста информационного моделирования в строительстве сразу скажу - он никак не встраивается в процессы, происходящие на разных этапах жизненного цикла объекта, не пересекается с функционалом других участников и про него можно сразу забыть, тем более, что пока прохождение квалификационной оценки для этой категории специалистов не требуется.
Конечно же, функции у всех разные, но и Градостроительный кодекс и Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1431 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (с изменениями и дополнениями) говорят нам о том, что например и технический заказчик и лицо, организующее строительство - ведут информационную модель. Это значит, что хотя бы на базовом уровне у них должны быть сопоставимые знания для работы с моделью.
А профстандарты говорят, что не совсем так.
Самый квалифицированный специалист, судя по профстандартам - это специалист в области инженерных изысканий. Во всяком случае, в этом профстандарте четко прописаны трудовые действия, далее умения и знания, а трудовая функция “Контроль формирования результатов инженерно-геодезических изысканий в градостроительной деятельности в форме, позволяющей осуществлять их использование при формировании и ведении ИМ ОКС” выделена отдельно и не размазана частями по другим.
Далее по жизненному циклу объекта капитального строительства идут специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования. И глядя на то, как связаны трудовые функции с необходимыми действиями, знаниями и умениями, возникает чувство лёгкой растерянности.
Никакой конкретики. Ощущения такие, словно трудовые функции просто наполнили специальными словами, но при этом не вложили в них никакого смысла.
На этапе подготовки договора на проектирование и сбора ИРД действий ноль. Умение анализировать данные, которые представлены в модели - безусловно важно. Но точно ли это относится к этой трудовой функции?
Как относится подготовка организационно- распорядительной документации, напомню, это просто приказ, закрепляющий права и обязанности работников и руководителей к уровню детализации ИМ? И почему действий тоже ноль?
Как применять знания и умения в бездействии?
В качестве разработчиков профстандартов специалистов по инженерным изысканиям и архитектурно-строительному проектированию указан НОПРИЗ, ООО Центр исследований и ВНИИ труда Минтруда. Но в случае с профстандартом по инженерным изысканиям среди разработчиков есть и профильная организация - Сибирский университет геосистем и технологий из г. Новосибирска.
Дальше просто. Специалисту по организации строительства не требуется иметь знаний в области стандартов и правил информационного моделирования, знать какие-либо требования законодательства и так далее. Умение работать в табличных и текстовых редакторах завуалировано в виде умения предоставлять и анализировать включаемые в информационную модель документы и материалы в форме электронных документов. То есть по большому счету то, что обычно этот специалист и делает, только без добавления термина информационная модель.
Как этот специалист будет предоставлять графическую часть в виде трехмерной модели, тоже непонятно, состав необходимых знаний не указан. Хочется задать закономерный вопрос: в какой области знаний лежит формирование трехмерной модели?
И еще один момент, если принять профстандарт как руководство к действию, то получается, что лицо осуществляющее строительство передает модель техническому заказчику. А знает ли технический заказчик, что с ней делать дальше?
Ведь согласно Постановлению Правительства №1431 мы видим передачу модели только один раз, в ИСОГД, после утверждения проектной документации.
А к чему тогда это действие в профстандарте?
Ведь те, кто будет разрабатывать или уже разработал какие-либо тесты для проведения независимой оценки квалификации, должны были учесть эти противоречия, не так ли? Будем надеяться, что да….
В профстандарте специалиста технического заказчика всё ещё проще. Тут можно придраться, что нельзя прямо сравнивать Градкодекс и профстандарт, но логика и взаимосвязь между нормативными документами хоть какая-то должна быть.
Если на этапе инженерных изысканий технический заказчик обеспечивает формирование и ведение информационной модели, то результаты инженерных изысканий подготавливаются в форме, позволяющей осуществлять их использование в модели, а значит, специалист технического заказчика должен осуществлять какие-то действия, так? Обладать умениями, знаниями?
Но на деле оказывается, что в профстандарте специалиста технического заказчика по части информационного моделирования вообще никаких знаний не предусмотрено.
А посмотришь нормативные документы — так нет же, техзаказчик и формирует и контролирует и ведет информационную модель.
Получается, что чем дальше двигаться по жизненному циклу объекта, то тем меньше требуется действий по работе с моделью.
Любопытное наблюдение. Кривая развития и наполнения информационной модели ведет нас неуклонно вниз, если мы смотрим на процесс строительства через призму профессиональных стандартов.
Если так подумать, то зачем принимаются профстандарты в текущем виде?
Ведь сколько озабоченности, повторю, высказывают различные функционеры по поводу квалификации специалистов строительной отрасли. Может им тогда эту озабоченность высказать для начала к качеству разработки профессиональных стандартов.
Это же банальный формализм…
Посмотрите на эту таблицу, показывает уровень развития или внедрения технологий информационного моделирования, составленную специалистами Дом.РФ
Правда она очень похожа на кривую развития квалификации?
Отсюда вытекают несколько неудобных вопросов.
Зачем проходить независимую оценку квалификации по профстандарту, который не учитывает реальные трудовые функции?
- Незачем.
А мы застрахованы от того, что программа тестирования не будет соответствовать по своему объему и наполнению тому, что изложено в профстандартах специалиста по организации строительства?
- Нет.
Имеется вероятность в отрицательном результате оценки квалификации?
- Да.
Это головная боль работодателей?
- Да.
Кто прежде всего пострадает от этого?
- Обычные руководители проектов, инженеры, линейный персонал.
Если так подумать, то одним из ключевых источников финансирования деятельности центров оценки квалификации являются именно работодатели. Хотя, центров пока ещё не так много, это другой вопрос - смогут ли они вообще потянуть такой объем оценки.
Копая немного вглубь, мы найдём любопытное совпадение — введение независимой оценки странным или случайным образом приходится ровно на пятилетний срок с начала формирования национальных реестров (2017 год).
То есть, несколько десятков тысяч специалистов уже сейчас стоят на пороге повторной оценки квалификации.
Обойдусь без конспирологических теорий, но объем затрат, которые понесут работодатели в ходе этой независимой оценки квалификации по разным оценкам варьируется от 650 до 900 млн рублей.
Не будем предвосхищать события. Пока что мы решили сформировать и направить запросы в министерства и ведомства в надежде получить разъяснения на тему — а так ли уж полно отражают профстандарты, о которых мы говорили сегодня необходимую степень квалификации специалистов? И насколько корректна будет оценка, при условии несоответствия проф.стандартов и законодательства?
Более подробный анализ ситуации, а также конкретные примеры и позиции законодательства по данному вопросу, вы сможете найти в нашем ролике по ссылке.